РИМ  - ВЕЧНЫЙ ГОРОД
Философские заметки о Rome Total War и серии в целом
Древние римляне верили, что Рим- вечный город. И хотя история нам показала, что ничто не вечно, римская империя просуществовала так долго, как никакая другая. То же самое можно сказать об игре Rome: Total War. Игра–долгожитель. Игра – феномен. Обычно жизнь любой игры исчисляется тремя годами. Затем приходят новые технологии, «железо» становиться круче, а мониторы – ярче и больше, их разрешение – все утонченнее. И та игра, которая 3 года назад вызывала наше восхищение и интерес, вдруг уже такой не кажется. Она на глазах хиреет, блекнет и умирает.
Но не Rome: Total War! Когда пишутся эти строчки ей уже отроду 5 лет, а в нее все играют, воюют, рубятся. Все так же азартно, как и в год ее выхода. И есть уверенность, что если не выйдет вдруг Rome-II, на новом движке с улучшенной графикой и многочисленными новыми игровыми фичами, то наш удивительный RTW просуществует еще как минимум лет – 5.
А то и более. Это при том, что рядом с ним живут и здравствуют две молодые жизнерадостные сестрицы: Medieval-2: Total War и блистательная Empire: Total War.
Впору задать себе вопрос, который, пожалуй, еще никто не задавал: в чем феномен невероятной популярности и уникальной живучести Rome? Попробуем разобраться.

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ: ГЛАДИУС ИЛИ КАТАНА?
Начнем с банального вопроса: что было раньше: «курица или яйцо»? Это конечно метафора, а смысл ее в том, что серия «Total War» начиналась не с Rome, хотя для многих именно «Рим» стал отправной точкой фанатичного интереса к этой игровой серии. Ветераны игрового мира помнят седого «Сегуна», с которого все начиналось. «Сегун» заинтересовал многих, но истинным хитом не стал. Все-таки войны средневековой Японии – тема особая, не каждому любителю стратегий интересна. Вспоминая о «Сегуне», следует отметить главным образом то, что он заложил монументальный принцип, который выдвинул Total War в число наиболее популярных игр. В нем сочетались два режима: стратегический и тактический. А юниты были трехмерными, хотя их графика сегодня выглядит архаично.
«Сегун» не был в прямом смысле слова «глобальной стратегией», ограничиваясь рамками японских островов, и прихватывая кусочек корейского побережья, но сильно повлиял на развитие жанра. Во второй игре серии «Medieval: Total War» войны перекинулись уже на всю Европу и Северную Африку. Именно с первой MTW началось повальное увлечение «тоталворс». Подлинной находкой игры стало «генеалогическое древо» вашей игровой династии, с ее столь непохожими героями, среди которых были и подлинные военные гении, и тупицы в раззолоченных доспехах, и горькие пьяницы, и храбрецы, и трусы, и предатели, способные повернуть оружие против своего сюзерена. После «Medieval: Total War» впервые в интернете появились посвященные ей фан-сайты и первые моды. Их тогда было немного, но они впервые показали, что движок TW, хотя не прост, но сродни пластилину. Из него можно лепить что угодно, например, соскрести всю графику, создать новую и переделать средневековые войны в наполеоновские.
Но «Medieval: Total War» все же не стала долгожителем. Уж больно быстро развивался прогресс в области компьютеров и мониторов. Уже через три года стало ясно, что ее графика совершенно устарела, хотя игровые принципы остались уникальными. Никто с тех пор, по крайней мере до сего дня, не смог предложить миру столь притягательной игровой модели. И она почти полностью, с небольшими конструкторскими улучшениями, перешла в Rome: Total War. И вот тут то мы подошли к главному, с чего и начали. К феномену нашего любимого Rome.

ЛЕГИОНЕРЫ И ВАРВАРЫ
В известном фильме «Гладиатор» престарелый и мудрый император Марк Аврелий спрашивал своего любимца – полководца Максимуса: «Что такое Рим?». И тот нашел правильный, как ему казалось, ответ: «Рим- это свет. Весь остальной мир – тьма». Эти слова в известнoй мере можно отнести к Rome: Total War. Нельзя утверждать, что другие стратегии по сравнению с Rome ничего не стоят. Есть много отличных, удачно продуманных и новаторски реализованных стратегий и игр других жанров. Но и никто не станет отрицать, что появление Rome стало вспышкой света на фоне того, что предлагало на момент его выхода геймерам игровая индустрия.
Еще в превьюшках, постерах и демо-роликах Rome интриговал.  А когда он, наконец, вышел, среди любителей стратегий пронесся вздох искреннего восхищения. Такого мы еще не видели. А чего мы не видели?
Во-первых, не было такой графики. Под графикой мы подразумеваем не только число пикселей, которые проецирует игра, на дюйм монитора, не уровень сглаживания и прорисовки доспехов, оружия, боевых украшений и прочих параметрах современного 3D моделирования. Хотя в этом плане Rome на момент выхода был просто великолепен, да и сейчас хорош.
А вот что важно: впервые, пожалуй, юниты по уровню анимации приблизились к своим реальным, историческим живым прототипам: легионерам, варварам, боевым колесницам, катафрактариям и т.п. Сколько раз вы ловили себя, играя в Rome TW, что вас интересует не только сам результат битвы, а просмотр отдельных ее эпизодов. И в какую бы точку сражения вы не вошли, вы могли видеть, как, казалось бы, массовая битва, распадается на множество крошечных сражений внутри сражения, поединков и даже дуэлей. Ни один воин не махал слепо мечом, он четко выбирал себе противника, парировал удар и наносил свой. Иногда он падал, казалось бы, поверженный насмерть, но находил в себе силы подняться и вновь вступить в бой. А как раскидывают в сторону бивнями несчастных врагов грозные боевые слоны, как трещат под ударами таранов ворота и как внушительно ползут к стенам городов осадные башни!
Осадный элемент в Rome: Total War был новым, по сравнению с предыдущими играми серии, где в город или крепость можно было ворваться, только проломив стену или ворота. Осадные сражения стали ее подлинной жемчужиной RTW. Осады здесь похожи на кадры военно-исторического кино. Вот воины карабкаются на стены по лестницам, перебегают по мосткам, переброшенным с осадных башен, а затем начинается самое интересное. Бой идет буквально за каждую пядь стены, за каждый дюйм. Одним не везет и они, кувыркаясь, летят вниз головой, другие буквально прорубают мечами пространство перед собой, чтобы сделать всего лишь один шаг вперед и этот шаг определяется исключительно тем крошечным пятачком, который только что занимал убитый враг.
Такого реализма до сих пор не могла представить ранее ни одна стратегия. И такой массовости полевых сражений. В грандиозных битвах, которые мы устраивали на своих мониторах, сходились тысячи, а при подкрутке настроек, даже десятки тысяч воинов, и это уже была реальная реконструкция великих сражений древности.
Рим был реален, по крайней мере, он позволил нам поверить, что он почти реален. Rome: Total War стал не просто игрой. Он стал виртуальным порталом в мир древних войн, которые воспринимались и воспринимаются с удивительной достоверностью. Релизм, зрелищность, массовость, сочетание стратегического режима с тактическим – вот составляющие, определивши успех Rome: Total War. Была, конечно, и еще одна. Войны Древнего Рима – одна из самых популярных тем среди любителей военной истории, а они составляют немалую част фан-сообщества Total War. Не удивительно, что и большинство модов, сделанных на движке Rome, тоже посвящении Риму, и только часть – другим эпохам и другим воинственным народностям древности.

ROME: TOTAL WAR - МНОГИЕ ЛЕТА!
Вот мы подошли и к еще одной причине популярности Rome. Годы прошли c его первого релиза, а в Rome продолжают играть. Не благодаря аддонам (да и было то всего два) . Большинство выражаясь народнеым языком, «юзают» не оригинал игры, а многочисленные МОДы, сделанные на ее основе. Моды к Rome – отдельная песня. Игра словно размножилась, в каждом МОДе – она казалось бы все та же, но нет – совсем другая. И появляется интерес пройти ее вновь. Rome: Total War – не первая стратегия и вообще, не первая игра, вызвавшая вспышку модомании. До нее рекордсменом по МОДам была «Цивилизация», делались моды к «Блицригу», ко многим другим хитам недавнего прошлого. Но Rome переплюнул в этом отношении всех.
Хотя начиналось все достаточно скромно. Первой ласточкой стал МОД «Total Realism». Его авторы занялись простой «раскраской» юнитов, многие из которых – что греха таить, в ваниле не отличались исторической достоверностью. В «Total Realism» римская армия и ее противники обрели доспехи и оружие, которые они носили в действительность, появилось множество новых юнитов, на карте – больше городов, игра стала ярче, красивее, еще более захватывала.
С этого все и начиналось. Стали появляться новые модификации. Не все они были удачными, не все обрели популярность, но с каждым новым МОДом вселенная Rome расширялась. Речь пошла уже не о «перерисовке» шкурок, а новых идеях, новых концептуальных решениях, абсолютно новых 3d моделях, новой анимации. Некоторые моды стали полной конверсией игры, от которой зачастую оставался только движок, то есть, сама игровая программа. А все остальное – плод творчества талантливых моделлеров. Причем эпохой Древнего Рима самодеятельные творцы не ограничивались. Они создавали свои миры на базе Rome, причем особенно потрудились толкиенисты, и там, где вчера сражались легионеры с варварами, начались войны Средиземья.
Приятно, что в это модное течение очень весомый вклад внесли и наши соотечественники. Первым МОДом, где появились древние славяне (которых не было в оригинале и других модах) стал «PAX – Barbarica». Затем вышла «Русь: Total War» (автор – Vir). Но самым оригинальным творением, безусловно, стал мод «Огнем и Мечом» – результат коллективного творчества украинских дизайнеров, объединившихся в команду «Сичь».
Не станем перечислять всех модов к Rome, да в этом и нет необходимости. Они все есть на нашем сайте в специальном разделе, где вы их мложете бесплатно скачать и получить инструкции по установке.
Добавим лишь, что сам факт такого интенсивного модотворчества продлил жизнь игры на многие лета.

НАША ВСЕЛЕННАЯ TOTAL WAR
Теперь немного об этой страничке и разделе, в котором вы находитесь. Она появилась вскоре после выхода игры и поначалу содержала всего лишь несколько полезных инструкций, которые нужно было знать, если вы хоте играть не только в оригинальный Rome, но и в моды к нему. Затем здесь появились сами моды, со временем сложившиеся в самую большую и полную модную галерею RTW в рунете. Открылись страницы по MTW-2, а затем и по Empire: TW. Сейчас этот раздел нашего сайта – подробнейший путеводитель по Rme:Total War и всей серии в целом. Это не только страницы и моды, но и в первую очередь, наш форум, где вы найдете себе как «братьев по разуму», таких же фанов Total War серии, так ответ на любой вопрос, который вас интересует.
Словом, добро пожаловать в нашу вселенную «Total War»!